«Все семьи счастливы одинаково, каждая семья несчастна по-своему»
Произведение Льва Толстого я прочла в школе, когда и полагалось по программе, и совсем не могу сказать, что оно тогда меня впечатлило, продиралась через него с трудом и все, что – запомнила, - это то, что в конце она бросилась под поезд. Спустя время я понимаю, что просто рано его прочла. Глубокий сюжет, известнейшая история, но как же ее можно передать в танце? Итак, настала очередь балета. Могу сказать, что впечатление он оставил сильное. Эйфман ставит на очень высоком уровне, находит интересные решения, необычные и запоминающиеся. Но обо всем по порядку.
В самом начале мы видим типичную семейную сцену: Анна с мужем и сыном. Идиллия. Но вот бал, она знакомится с Вронским и закручивается известный всем сюжет. Скажу сразу: на этот раз самый запоминающийся персонаж – Каренин. Танцовщик просто невероятно танцевал. И дело даже не в физических данных или какой-то особенной хореографии, которая была у него (у всех это было, про хореографию вообще молчу, она бесподобна, одни поддержки чего стоят). Он делал это с душой, переживая страдания и метания своего персонажа. Сцена, когда он уже знает, что Анна изменяет с другим, когда она приходит домой, когда он мечется между тем, что ему очень сложно ее простить, и тем, что он хочет сохранить семью хотя бы ради своего ребенка – эта сцена безумно сильная именно благодаря актерскому мастерству Каренина. Он то протягивает к ней руки, то отдирает их не в силах превозмочь боль предательства. Ему веришь, будто он сам все это чувствует в тот самый момент. Когда Анна все же уходит к другому, хочется плакать, как переживаешь за Каренина, видя его страдания. Все же мало просто хорошо сделать все движения, в танце, любом, это, конечно, важно, но танец никогда не будет законченным, никогда не будет настоящим искусством, если это будет просто набором движений, просто хорошо исполненной хореографией. Танцор – это и актер тоже, а танцор, исполнявший роль Каренина – великолепный и танцовщик, и актер. Верю. Точка.
Вронский получился этаким красующимся молодым человеком поначалу. Но он действительно полюбил Анну, хотел помочь ей справиться с ситуацией, поддерживал ее, но этого оказалось мало. Танцевал хорошо, но, может, персонаж достался менее глубокий, то ли еще что, но не так запомнился, как Каренин. Совсем не так.
Анна. С ней связано несколько чудесных решений постановщика, за которых хочется сказать одно: браво. Первое – это сцена бала, на который приходят Каренина и Вронский. Как все тут же начинают перешептываться, осуждать, сторониться. Напомню – это балет, танец, нет слов, но кажется, будто отовсюду слышится осуждающий шепот.
Второе – это сцена кошмаров Анны. Множество фигур, корчащихся в муке на сцене, тусклый свет, Анна в метаниях, ее бросают во все стороны – Анна, по сути, умерла еще до того, как бросилась под поезд.
Третья сцена, наверное, самая сильная. Как обыграть то, что Каренина бросается под поезд? Просто прыжок? Эйфман передает атмосферу. И это гораздо сильнее, чем передать сюжет, ведь и так все понятно, чем закончилась история, знают даже те, кто не читал книгу. Множество людей на сцене, нарастающая музыка, звуки, движения – все это ритмично нарастает, оно как маховик, оно приближается, оно поезд, оно неизбежно, ближе и ближе мчится навстречу. Это не передать словами, просто мурашки по коже.
Напоследок еще подчеркну, что балет очень понятен, даже если вдруг кто не знает содержание. Это великий талант передать танцем историю настолько ясно и четко, что не нужны никакие программки. Я под глубоким впечатлением.
Произведение Льва Толстого я прочла в школе, когда и полагалось по программе, и совсем не могу сказать, что оно тогда меня впечатлило, продиралась через него с трудом и все, что – запомнила, - это то, что в конце она бросилась под поезд. Спустя время я понимаю, что просто рано его прочла. Глубокий сюжет, известнейшая история, но как же ее можно передать в танце? Итак, настала очередь балета. Могу сказать, что впечатление он оставил сильное. Эйфман ставит на очень высоком уровне, находит интересные решения, необычные и запоминающиеся. Но обо всем по порядку.
В самом начале мы видим типичную семейную сцену: Анна с мужем и сыном. Идиллия. Но вот бал, она знакомится с Вронским и закручивается известный всем сюжет. Скажу сразу: на этот раз самый запоминающийся персонаж – Каренин. Танцовщик просто невероятно танцевал. И дело даже не в физических данных или какой-то особенной хореографии, которая была у него (у всех это было, про хореографию вообще молчу, она бесподобна, одни поддержки чего стоят). Он делал это с душой, переживая страдания и метания своего персонажа. Сцена, когда он уже знает, что Анна изменяет с другим, когда она приходит домой, когда он мечется между тем, что ему очень сложно ее простить, и тем, что он хочет сохранить семью хотя бы ради своего ребенка – эта сцена безумно сильная именно благодаря актерскому мастерству Каренина. Он то протягивает к ней руки, то отдирает их не в силах превозмочь боль предательства. Ему веришь, будто он сам все это чувствует в тот самый момент. Когда Анна все же уходит к другому, хочется плакать, как переживаешь за Каренина, видя его страдания. Все же мало просто хорошо сделать все движения, в танце, любом, это, конечно, важно, но танец никогда не будет законченным, никогда не будет настоящим искусством, если это будет просто набором движений, просто хорошо исполненной хореографией. Танцор – это и актер тоже, а танцор, исполнявший роль Каренина – великолепный и танцовщик, и актер. Верю. Точка.
Вронский получился этаким красующимся молодым человеком поначалу. Но он действительно полюбил Анну, хотел помочь ей справиться с ситуацией, поддерживал ее, но этого оказалось мало. Танцевал хорошо, но, может, персонаж достался менее глубокий, то ли еще что, но не так запомнился, как Каренин. Совсем не так.
Анна. С ней связано несколько чудесных решений постановщика, за которых хочется сказать одно: браво. Первое – это сцена бала, на который приходят Каренина и Вронский. Как все тут же начинают перешептываться, осуждать, сторониться. Напомню – это балет, танец, нет слов, но кажется, будто отовсюду слышится осуждающий шепот.
Второе – это сцена кошмаров Анны. Множество фигур, корчащихся в муке на сцене, тусклый свет, Анна в метаниях, ее бросают во все стороны – Анна, по сути, умерла еще до того, как бросилась под поезд.
Третья сцена, наверное, самая сильная. Как обыграть то, что Каренина бросается под поезд? Просто прыжок? Эйфман передает атмосферу. И это гораздо сильнее, чем передать сюжет, ведь и так все понятно, чем закончилась история, знают даже те, кто не читал книгу. Множество людей на сцене, нарастающая музыка, звуки, движения – все это ритмично нарастает, оно как маховик, оно приближается, оно поезд, оно неизбежно, ближе и ближе мчится навстречу. Это не передать словами, просто мурашки по коже.
Напоследок еще подчеркну, что балет очень понятен, даже если вдруг кто не знает содержание. Это великий талант передать танцем историю настолько ясно и четко, что не нужны никакие программки. Я под глубоким впечатлением.